Чего нам ждать от продовольственных санкций

В соответствии с указом Владимира Путина от 6 августа о запрете импорта «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» из стран, присоединившихся к санкциям против РФ, правительство опубликовало список продуктов, запрещённых к ввозу в Россию. В него вошли товары из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии.

 
     
 

Соответствующий документ подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым. Документ предусматривает запрет на ввоз сроком на один год.

Так, запрещены к ввозу мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, мясо солёное, сушёное или копчёное, рыба и ракообразные, моллюски. Ограничения коснутся также молока и молочной продукции, сыров, творога на основе растительных жиров, колбасы и аналогичных продуктов из мяса, овощей, корнеплодов, фруктов и орехов.

Как показывают данные социологических опросов, западных санкций граждане не боятся. Вряд ли международные санкции, действие которых только начинает сказываться на состоянии экономики, уже повлияли на жизнь рядового россиянина. На неё сейчас намного больше влияет начавшаяся ещё до внешнеполитических проблем экономическая рецессия, приостановка бессчётных бюджетных трат на мегапроекты. Да и если какое-то непосредственное влияние санкции уже оказали – задержали зарплату из-за замедления банковских расчётов, сорвалась заграничная поездка, зашатался бизнес, поскольку отказались от сотрудничества заграничные партнёры, то неспециалисту догадаться об этой взаимосвязи самостоятельно, без помощи экспертов, не так-то просто. Санкции против отдельных банков и крупных фирм, тем более лично против предпринимателей и политиков, явно не отражаются впрямую и зримо на повседневной жизни обывателя.

Для рядового россиянина западные санкции против Кремля происходят пока что лишь в телевизоре. И ориентируется он именно на те сведения, которые получает оттуда, поскольку сравнить информацию в реальной жизни не с чем. А в телевизоре нет серьёзных экспертов и реальной озабоченности проблемами, скорее звучат шутки и царят шапкозакидательские настроения: мы самодостаточны, проживём без Запада. Такой информационный фон формирует и отношение людей к ситуации: оно скорее легкомысленное.

«Рост цен может отразиться на бедных даже в большей степени, чем на тех, кто потреблял австралийскую говядину и норвежскую сёмгу»    
 
 

Иное дело – встречные санкции, наложенные президентом и правительством формально на заграничных производителей продуктов питания, а фактически – на население России. Их обыватель заметит сразу, в течение нескольких недель, и прямо на полках ближайшего магазина. Под запрет попали мясо, рыба, морепродукты, сыр, множество овощей и фруктов – всего сразу и не перечислишь, – из стран, которые обеспечивают России значительную часть нашего продовольственного импорта. Более обеспеченные граждане останутся без привычных продуктов, бедняки, хоть и в меньшей степени, тоже кое-чего лишатся: далеко не всё импортируемое продовольствие относится к деликатесам, предметам роскоши. Те же «ножки Буша» – американская продукция, да и креветки к пиву себе позволяют не только миллионеры.

Рост цен, с другой стороны, может отразиться на бедных даже в большей степени, чем на тех, кто потреблял австралийскую говядину и норвежскую сёмгу.

Эксперты отмечают, что на замещение попавших под запрет продуктов аналогами от производителей из России и дружественных стран потребуется время, а цены на продукты вырастут.

«Основная сложность по замене будет связана с овощами и фруктами. Сейчас, когда у нас сезон сбора урожая, мы сможем заменить значительную часть овощей и фруктов, но ближе к зиме будут значительные сложности, потому что отказ от традиционных поставщиков и переориентация на поставки из других стран к зиме уже будут завершены, но это приведёт к тому, что цены будут выше. Поставщики уже начали поднимать цены, это началось уже вчера, когда и список ещё не был понятен. Ретейлеры, понимая, что потребители не богатеют, будут сдерживать цены, но, я думаю, что по мясной и молочной продукции в пределах месяца-двух мы увидим повышение цен в пределах 5-10 %», – пояснил РБК-ТВ руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Он также отметил, что дефицита и пустых полок в магазинах во время переориентации на новых поставщиков не будет. В том числе и потому, что у ретейлеров есть запасы продуктов.

«Среди импортных продуктов, которым грозит полное исчезновение – оливки. На сегодня практически все поставки приходятся на страны ЕС – Испанию, Италию, Грецию. Заменить их со временем сможет продукция из Азербайджана, Грузии, Турции и Китая»    
 
 

Помочь российским сельхозпроизводителям заполнить полки российских магазинов должны поставщики из стран, не присоединившихся к санкциям. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в день оглашения санкционного списка провёл встречу с послом Чили в России Эдуардо Эгигурено и послом Уругвая Кабралом Сегалерба, дав понять, что поставкам латиноамериканских продуктов будет дан зелёный свет. «Чили может резко увеличить поставки в Россию традиционно поставляемых видов пищевой продукции — овощей, фруктов, рыбной и морской продукции, молочной продукции и мяса всех видов, — говорилось в сообщении надзорного ведомства по итогам встречи. — Так, объёмы поставки рыбы, составлявшие в минувшем году 53 тысячи тонн, могут возрасти в два-три раза, объёмы продажи моллюсков с 3 тысяч тонн могут увеличиться до 15—20 тысяч тонн. Востребована на российском рынке и чилийская молочная продукция — творог, сливочное масло и сыры. Из Уругвая Россия планирует нарастить поставки говядины, свинины, баранины, рыбы, морской продукции, сливочного масла, сыров, яблок, груш, цитрусовых и овощей.

Глава Россельхознадзора также заявил, что в ближайшее время разрешит в России поставки молочной продукции из Турции, отсутствовавшей ранее на российском рынке.

Введение запрета на поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия из стран, поддержавших санкции в отношении России, станет предметом обсуждения главами стран Таможенного союза. Закрывая российский рынок для поставок продуктов из целого ряда стран, Россия не хотела бы, чтобы запрещённые товары из ЕС и США проникали на рынок транзитом через Казахстан или Белоруссию. Сложившуюся ситуацию по телефону обсудили Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. О достигнутых договорённостях пресс-служба Кремля не сообщила.

О желании воспользоваться сложившейся ситуацией тут же заявили белорусы. Глава белорусского Минсельхоза Леонид Заец заверил, что Белоруссия располагает возможностями для увеличения поставок. «Мы изучаем наши возможности: чем можем дополнить тот объём, который был реализован в прошлом году, за счёт чего можно расширить ассортимент, — заявил белорусский министр. — Думаю, это макароны, овощная группа товаров, бакалея, кондитерские изделия. Разумеется, мясо-молочная продукция, которая довольно широко представлена на российском рынке сегодня».

До сих пор так и осталось непонятным, является ли опубликованный список запрещённых к поставкам товаров окончательным. Представители различных ведомств высказывали разные мнения на этот счёт. Министр сельского хозяйства Николай Фёдоров, выступая на брифинге, заверил, что Россия не планирует расширять список товаров, импорт которых будет запрещён. Более того, Федоров не исключил, что перечень может быть даже сокращён. Однако источники в других ведомствах уверенно говорили о том, что список запрещённых товаров, наоборот, будет расширяться.

«На нашем рынке ещё больше станет китайской продукции, прежде всего, плодоовощной и мясной. И в этом отношении конкуренция для амурских аграриев вряд ли станет меньше, чем сейчас»    
 
 

К вечеру четверга стало известно о первой жертве введенных санкций. Финский производитель молочной продукции Valio, чья продукция была представлена на российских полках даже во времена СССР, заявил об остановке работы производственных линий, выпускавших товары для России. Несмотря на наличие производства в России, компания большую часть своей продукции ввозила из Финляндии, ссылаясь на отсутствие достаточного количества качественного сырья в России.

Среди импортных продуктов, которым грозит полное исчезновение – оливки. На сегодня практически все поставки приходятся на страны ЕС – Испанию, Италию, Грецию. Заменить их со временем сможет продукция из Азербайджана, Грузии, Турции и Китая.

Введенные санкции по-разному скажутся в различных регионах России. В наиболее уязвимом положении окажутся жители западных регионов, крупных городов и мегаполисов, прежде всего, Москвы и Петербурга, где удельный вес продовольственного импорта из Европы всегда был достаточно высоким.

Для жителей Дальнего Востока это скажется в гораздо меньшей степени. Хотя исчезновение с прилавков части привычной продукции – сыров из Польши, Литвы, других европейских стран, оливок и маслин – тоже не останется незамеченным. На нашем рынке ещё больше станет китайской продукции, прежде всего, плодоовощной и мясной. И в этом отношении конкуренция для амурских аграриев вряд ли станет меньше, чем сейчас.

Самое же главное, что почувствуют все жители России, – это рост цен на продовольствие в ближайшее время по отдельным товарным позициям на 5-10 %, а возможно, и больше.

Юрий МОСКАЛЕНКО, кандидат экономических наук

 

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2014/08/08/