О долларе и не только

Похоже, тот факт, что знак рубля перечеркнули двумя полосками и нарисовали его похожим на знаки доллара и евро, нисколько не сделал рубль крепкой резервной валютой. Погоня за внешней похожестью нашей экономики на экономики ведущих стран ни к чему хорошему не привела. Экономику нужно не срисовывать, не ретушировать, а строить. Долго и скрупулёзно. Потому что известно, что все изменения в стране, принимаемые правительствами, в отношении результатов носят отложенный характер. Результаты появляются через годы, потому что они затрагивают все государственные и не государственные институты и инфраструктуру. А у нас хотят как в малом бизнесе: принять решение, и чтобы завтра уже потекли деньги. Другой цели, кроме как пополнения бюджета, у всех правительственных новаций, за исключением мегапроектов, я не вижу.

С одной стороны, накопленный к началу кризиса 2008 года резервный фонд, безусловно, спас нашу страну от краха предприятий, от массовой безработицы, от снижения уровня жизни. Но с другой, он породил обманчивое ощущение стабильности. Всем казалось, что с таким запасом денег мы просто переждём кризис и, когда всё успокоится, продолжим движение вперёд, к прогрессу консервативного централизма. И никто не заметил, что мир начинает выходить из кризиса совсем другим. И нам не оказалось места среди победителей. Мы постепенно сваливаемся в компанию лузеров. И всё придётся начинать сначала.

Однако для успешного «нового старта» у нас гораздо хуже ситуация, чем была в 2000 году. В 2000 году мы все были в России примерно одинаково бедны-богаты. Сегодня по коэффициенту Джини мы попали в компанию с США и Китаем – уровень доходов самых богатых граждан у нас намного превышает уровень доходов самых бедных. Показательны и такие цифры – средний ВВП на душу населения в США 53 000 долларов, в России 15 000, а в Амурской области 9 000 долларов.

В 2011 году я написал пост в своём блоге на Амур.инфо о том, как создавать рабочие места. Пост был написан по результатам поездки в Америку и увиденного там того, что предпринимается правительством для оживления экономики. Тогда шёл третий год кризиса. В комментариях на мой пост многие высказывались, что это «изобретение велосипеда», «буря в стакане». Но в США пошли по этому пути. И то, что сейчас рубль «вздрогнул» в непривычное для него время и покатился вниз, есть, в том числе, результат тех мер в отношении рабочих мест, которые предпринял президент Обама. А результат в том, что экономика США по итогам прошлого года показала рост 3,6 %. И все инвесторы стали изымать свои деньги с рынков развивающихся стран и переводить их в США. Сегодня Обама идёт ещё дальше. В своём обращении к нации 4 февраля (SOTU – State of the Union) он объявил, что собирается сместить интересы государства с кампании против террористов и войны на Среднем Востоке на направление усилий по оживлению экономики Америки. Есть причины – в общем объёме доходов от экспорта на 40 % – это результат деятельности малого бизнеса.

Это ровно то, о чём 5 февраля написали в газете «Ведомости» Валерий Зубов и Владислав Иноземцев www.vedomosti.ru/newsline/news/22319151/novyj-povorot – дайте экономическую свободу Сибири и Дальнему Востоку. И они сами разовьются.

Итак, рубль рухнул, когда у нас этого не ждали. Если бы в мире всё было бы стабильно, то такое падение курса рубля в начале года было бы невозможным. В Европе, куда мы экспортируем газ, начался отопительный сезон, и экспортёры получают валютную выручку. Дополнительные доллары им не нужны. Но было бы неправильно всё сваливать на подъём экономики в развитых рыночных странах.

Почему это происходит?

Главный виновник – это продолжающийся экономический кризис в мире. Уже в 2009 году президент России признал, что наша экономика стала более интегрированной в мировую. Процессы, происходящие в мире, влияют и на нас. Это случилось, когда первый удар кризиса пришёлся по моногородам. Тогда в правительстве заговорили о создании рабочих мест и поддержке малого бизнеса. Но серьёзных изменений не произошло.

Правительства европейских стран накачивали деньгами свои банки, и те стали выдавать кредиты бизнесу почти с нулевыми процентными ставками – лишь бы он удержался на плаву и не сокращал рабочих. Была также у западных стран надежда, что их выход из кризиса увеличит экспорт из развивающихся стран. И мировая экономика заработает. Но не помогло. В результате сегодня огромный процент безработицы в Португалии, Испании, Италии, Франции. Особенно пострадала молодёжь.

Наше правительство тоже стало накачивать банки деньгами. Но реакция была обратная – ставки по кредитам росли, деньги уходили населению в виде потребительских кредитов. Реальному сектору экономики доставалось не более 5 % об общей суммы государственного кредитования. Банки мотивировали свой отказ финансировать экономику уже не низкими доходами, а высокими рисками. В итоге денег скопилось в банках одним словом – много. Часть из них ушла в оффшорные зоны. Но и там, например, на Кипре, ситуация ухудшалась вслед за экономикой Еврозоны и банки прогорали вместе с деньгами наших банкиров.

Поэтому, когда упали акции и местные валюты развивающихся стран – Аргентины, Турции, Южно-Африканской республики, Индии, Индонезии, резко пошел вниз и рубль.

Общее падение валют указанных стран ускорилось с появлением информации о росте экономики в США в четвёртом квартале 2013 года и о снижении объёмов выкупа ФРС США своих государственных облигаций ещё на 10 миллиардов долларов. Снижение свободных денег в США ускорило уход инвестиционных фондов с рынков развивающихся стран.

Сегодня ситуацию на мировых рынках можно назвать главной причиной. Также высказались эксперты банка Credit Suisse в Гонконге.

Уже идёт вторая неделя падения рубля. В начале этого периода обвиняли Центробанк России в непоследовательности своей политики. И в самом деле, Банк настроился отпустить рубль в свободное плавание и не сразу помог своими валютными интервенциями сбить ажиотажный спрос на доллары в России. В итоге ему всё-таки пришлось это сделать. И не один раз. Но получилось как с гриппом – неделю с лекарствами лечишься или семь дней без них. В результате за неделю Банк потратил на спасение рубля больше половины того, что ушло на зимнюю Олимпиаду за четыре года. Ушло безвозвратно банкам, биржевым спекулянтам, крупным компаниям. Это цена игнорирования процессов в мировой экономике. Мы много говорим о глобализации, но практически в ней не участвуем.

Кому выгодно падение рубля, кому нет?

Падение рубля выгодно Амурской области. В большой мере компаниям, которые экспортируют из Амурской области золото, сою, электроэнергию, металлы, и в некоторой степени бюджету Амурской области. Для компаний-экспортёров девальвация курса на 1 рубль приводит к росту прибыли от 5 до 12 %. Увеличатся доходы от транзита нефти через Амурскую область. Удачный шанс для губернатора уменьшить размер государственного долга областного правительства.

Сегодня есть много биржевых игроков, которые пытаются заработать на разнице курсов в короткую. Но они, скорее всего, проиграют. Потому что у банков России ликвидность невысокая, и они могут начать продавать валюту, пока курс высокий.

В конце января первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов сказал, что сложившаяся ситуация позволяет «задёшево с рынка взять серьёзные деньги». Но это было до валютных интервенций Центробанка. На сегодня отдали больше, чем взяли.

Ситуация в экономике характеризуется как стагфляция. Это коктейль из стагнации и инфляции. Пострадают от неё и компании, которые находятся в процессе модернизации, и население, потому что инфляция, которая придёт вместе дорогим долларом, съест часть накоплений населения. У тех, у кого накоплений нет, фактический уровень покупательской способности упадёт.

Как долго это будет длиться?

Сегодня курс доллара за счёт валютных интервенций упал. Думаю, что этот тренд сохранится. Но существенного снижения не будет. Впереди весна и лето – время традиционного спроса на валюту. Поэтому курса доллара по прогнозу на конец 2014 года (36 рублей), достигнет этого значения уже к июлю. Дальше всё зависит от действий правительства по росту национальной экономики. Потому что с ростом экономики в 1,5 % в год мы сможем удвоить её результаты только через 46 лет (Rule of 70). Это крах всех наших стратегий. Что делать? Советую любопытным изучить сайт государственной корпорации Ростех. Мне кажется, точки роста нужно искать там. Но корпорацию нужно к этому сильно подтолкнуть.

Среди серьёзных прогнозистов в Азии есть мнение, что «рынки развивающихся стран ещё не настолько простудились, чтобы заболеть гриппом». Ситуация останется плохой только для самых несбалансированных экономик – Турции и Аргентины. Другие развивающиеся страны продолжат свой рост. Сегодня их совокупный объём производства составляет около 40 % от всемирного объёма ВВП. По прогнозам, к 2018 году он вырастет до 47 %.

А у России из всей компании развивающихся стран самые лучшие шансы быстро оправиться. Опять благодаря нашим накоплениям, сделанным в двухтысячные годы. Исследовательская фирма Capital Economics считает, что перспективы России будут определяться тем, насколько эффективно и своевременно власти будут проводить экономические реформы.

Что делать гражданам?

Ничего делать не нужно. Рядовые граждане, как правило, опаздывают с принятием решения о покупке или продаже валюты. Когда информация о проблемах доходит к ним, уже, как правило, поздно. Да и нет такого количества валюты у среднего российского гражданина, чтобы сильно беспокоиться. По данным ВЦИОМ, 40 % россиян хранят деньги в рублях, 5 % – в долларах и 3 % – в евро. У 53 % населения нет сбережений. Судя данным этого опроса, наши граждане уже приняли правильное решение, что деньги лучше хранить в трёх валютах. И в зависимости от ситуации пользоваться одной из них. Для амурчан полезно было бы часть накоплений иметь ещё в юанях. Но это для тех, кто в Китае часто бывает. Судя по опросу моих студентов, не так много благовещенцев туда часто ездят.

Андрей КОНЮШОК

 

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2014/02/06/