Религия возвращает собственность

РПЦ замахнулась вернуть в собственность второй корпус ДальГАУ. И ведь имеют полное право. Современные священники как опытные юристы действуют в рамках правового поля, которое для них создало наше государство. Дело в том, что в России уже около двух лет действует закон, позволяющий религиозным организациям возвращать себе всё церковное имущество, изъятое после Октябрьской революции. Без волокиты – просто по заявке.

«На имя ректора ДальГАУ пришло некое письмо-прошение о том, чтобы предоставить православным отнюдь не угол и не отдельную аудиторию, а целый корпус – здание, в котором в позапрошлом веке располагалась духовная семинария»    
 
 

Весть о том, что Русская православная церковь решила вернуть себе прежние владения (так сказать, утерянные в результате смены власти в 1917 году), прозвучала на мартовском заседании Благовещенской городской Думы 28 числа. Любопытно, что её до депутатского корпуса донёс коммунист Александр Казачанский. Однако, по всей видимости, озвученное мало кого заинтересовало и прозвучало как будто в пустоту. «Месседж» уловили немногие.

Народный избранник, доцент Дальневосточного аграрного университета Казачанский в частности отметил, что на имя ректора вуза пришло некое письмо-прошение о том, чтобы предоставить православным отнюдь не угол и не отдельную аудиторию, а целый корпус – здание, в котором в позапрошлом веке располагалась духовная семинария.

Как раз в этот момент депутатский корпус обсуждал спорный вопрос передачи православной общественной организации в безвозмездное пользование на 25 лет старинного здания по адресу: Пионерская, 6. Депутаты были очень удивлены, что на здание в центре города напротив областной филармонии, кроме «Братства православной молодёжи святого благоверного князя Александра Невского», не было других претендентов. Доводам председателя городского комитета по управлению имуществом Ольги Богдановой, что за почти год её работы не было ни одной заявки на сооружение, мало кто из депутатов поверил.

А ведь претендентов на разваливающийся одноэтажный особняк было как минимум двое – городской Дом народного творчества, который хотел создать там «Музей города Благовещенска», и ассоциация ремесленников Приамурья, планировавшая открыть детский досуговый центр по обучению различным ремёслам. И если первый кандидат вышел из борьбы ввиду отсутствия бюджетных денег на ремонт здания, то ремесленных дел мастера, имея необходимы силы и средства, стали заложниками ежегодной смены власти в городе, которая началась после отставки последнего мэра Благовещенска Александра Мигули.

Своё желание занять дом № 6 по Пионерской ещё раньше православного братства, в документально оформленном виде, ремесленники направляли в администрацию при Мигуле, потом при Николае Неведомском. Об этом должен был быть осведомлён и Павел Березовский. Что мешало властям передать городское имущество ассоциации, неизвестно. Депутаты Благовещенской городской Думы ещё вернутся к этому вопросу в апреле.

Дерзко, но законно

Но вернёмся к корпусу сельхозинститута. В самом вузе подтверждают факт наличия документа, но не торопятся давать какие-либо комментарии. Руководство заведения свято верит, что дальше просьбы этот вопрос не зайдёт.

Весьма удивлены были и в Благовещенской епархии. Священнослужители отметили, что это не их рук дело и подобных писем в вуз они не отправляли. Но позже епархиальные мужи вспомнили о том, что некогда Московская патриархия РПЦ интересовалась наличием в Благовещенске зданий, которые когда-то принадлежали церкви. И, вероятнее всего, письмо, которое пришло в ДальГАУ – отголосок того времени.

К слову, как уточняют в вузе, депеша как раз таки пришла не от православных, а от Росимущества. Эта история наверняка получит продолжения в амурских средствах массовой информации.

Хочется разобраться вот в чем – чем же руководствуется РПЦ, делая такие дерзкие запросы?

«Самое интересное в этом законе: если та или иная религиозная организация захочет получить какое-либо имущество в собственность, её членам не придётся бегать по кабинетам чиновников, заполнять неимоверную кучу бланков и документов. Достаточно будет обратиться в уполномоченный орган (Росимущество) с заявкой, в которой она должна «доказать своё право на получение имущества». Всего-то!»    
 
 

В ноябре 2010 года в Российской федерации был принят закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Документ, по сути, разрешает всем без исключения религиозным организациям возвращать культовые здания и сооружения. Причём как те, что они сейчас занимают (находятся в их безвозмездном бессрочном пользовании), так и те, которые ныне занимают «мирские» организации, но эти сооружения имеют религиозную ценность. Самое интересное в этом законе: если та или иная религиозная организация захочет получить какое-либо имущество в собственность, её членам не придётся бегать по кабинетам чиновников, заполнять неимоверную кучу бланков и документов. Достаточно будет обратиться в уполномоченный орган (Росимущество) с заявкой, в которой она должна «доказать своё право на получение имущества». Всего-то!

Не маловато будет?

В этом отношении РПЦ станет одним из крупнейших в Амурской области собственников. Большая часть сохранившихся в Благовещенске сооружений дореволюционной постройки, представляющих религиозную ценность, относятся именно к православной доктрине.

В собственность РПЦ вполне может вернуться не только второй корпус ДальГАУ (бывшая духовная семинария), но и всё здание амурского педколледжа на Красноармейской, 53 (бывшее женское епархиальное училище). Благовещенская епархия пока заняла только актовый зал колледжа (пристройку к зданию, в которой до революции располагалась церковь во имя иконы «Всех скорбящих радость»).

Интересно, что когда закон о передаче религиозникам зданий только-только рассматривался в Госдуме, благовещенская епархия уже тогда имела виды на здание педколледжа. Один из священников говорил: «Насчет возврата зданий любой ценой вопрос в благовещенской епархии никогда не ставился. Переговоры с директором благовещенского педучилища велись. Просили, мол, освободите помещение. Но куда тогда учащихся перевести?! А ведь в этом здании можно было бы сделать что угодно: и воскресную школу, и духовное училище, и даже восстановить церковь. Если будет хоть какое-либо законное послабление, то решение этого вопроса может возобновиться».

К чему привело послабление закона, всем известно – теперь рядом педагогическим ссузом стоит церковь «Всех скорбящих радость». Но и гарантии нет, что на этом аппетит РПЦ ослабнет.

В областном центре Приамурья сохранился также дом благовещенского Богородично-Албазинского женского монастыря, ныне жилое помещение на Политехнической, 13 «Б». Список можно продолжать, так как были и школы, в которых когда-то располагались церковные приходы.

Плюс ко всему в собственность РПЦ сегодня передаются восстановленные православные храмы и церкви. К ним относятся Свято-Никольская церковь (первый дом Благовещенска), кафедральный собор на переулке Рёлочном. Что касается территории региона, то православным были уже отданы: пустовавшее полуразрушенное здание для албазинского женского монастыря в Среднебелом, здание бывшего клуба для нужд мужского монастыря в селе Троицком.

Сегодня в Благовещенской епархии подчёркивают, что возвращают себе только пустующие здания.

Одно только радует – одним из обязательных условий исполнения закона является то, что в обязанности религиозной организации при передаче войдут поддержание имущества в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта и несение всех расходов на его содержание. Государство, как показывает практика, не всегда в полной мере справляется с этой обязанностью. Хватит ли денег у православных? Думается, хватит. Находятся же средства на строительство загородной виллы для архиепископа Лукиана.

Что и для кого

В Амурской области достаточно зданий и сооружений, которые «века» тому назад имели прямое религиозное назначение. Только в дореволюционном Благовещенске существовало около 30 построек, которые представляли собой дома различных конфессий: церкви, монастыри, синагоги, мечети, молитвенные дома и другие. Часть из них не сохранилась, другая после смены государственного строя в 1917 году была перепрофилирована, ну а третья – переживает сегодня своё восстановление.

По данным амурского управления министерства юстиции, на сегодняшний день на территории Приамурья зарегистрировано более 130 религиозных организаций – представители 15-ти конфессий. Из этого количества почти 80 % составляют общины Русской православной церкви. Немалую часть организаций из оставшихся составляют объединения протестантских вероучений: это так называемые евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской «пятидесятники», адвентисты и пресвитериане. От одной до трёх организаций на Амурской земле имеют мусульмане, иудеи, буддисты и католики.

Предмет судебного спора

Но далеко не все эти религиозные объединения имеют собственную «крышу над головой».

По логике закона, здание в прошлом католического костела, расположенного в районе перекрёстка улиц имени 50-летия Октября и Горького, может и должен перейти католикам. Сегодня в исторически построенном по католическим канонам костёле находится православный мужской монастырь.

В то же время службы у амурских католиков проходят небольшом одноэтажном здании, переделанном под приход. Оно находится по адресу: улица Зейская, 237 «Б».

«Католики не особо активно отнеслись к идее Лукиана о возвращении исторической справедливости»    
 
 

В принципе, православная епархия области выступает даже «за» передачу костёла католикам. Эту инициативу владыка Лукиан озвучил ещё по приезде на амурскую землю и настаивал на переговорах. Единственное пока, что останавливает православных – куда переехать монастырю. Правда, и католики не особо активно отнеслись к идее Лукиана о возвращении исторической справедливости. Процесс дальше слов не двигается. Возможно, католическая организация боится не потянуть расходы по содержанию сооружений (несколько десятков тысяч рублей в месяц).

В случае если католики Приамурья всё же решатся занять постройки, а представители РПЦ воспрепятствуют этому, здание Благовещенского римско-католического костёла по адресу: улица Горького, 131, может стать предметом длительного судебного спора.

Докажи, что баптист

Не лучше обстоят дела у местных баптистов (Евангельские-христиане-баптисты). Единственное в Благовещенске место своего исторического пребывания – деревянный молитвенный дом баптистов 1910 года постройки (Горького, 93/1) – они пытаются вернуть в собственность уже около 20 лет.

Кроме того, в федеральной собственности находится здание по Горького, 97, которое относится к Амурской медакадемии. Построено оно было в 1905–1907 годах как молитвенный дом молокан.

Мало кто знает, что оставшиеся молокане в своё время влились в баптистское движение. Сейчас нет ни молоканской церкви, ни представителей молоканского движения. Некому предъявить претензию на здание. Хотя такие попытки со стороны баптистов были, когда ещё были живы последние молокане. Но им неоднократно отказывали в праве собственности на деревянную постройку. Обоснование – когда оформляли документы на бессрочное и безвозмездное пользование, организация называлась «Община баптистов», а сейчас они называют себя «Церковь ЕХБ». В администрации Благовещенска религиозникам прямо сказали: «докажите, что вы те самые баптисты, а не другие».

Других исторических построек евангельских христиан-баптистов в Благовещенске нет. А две церкви: на Вокзальной, 35 и на Октябрьской 215, они построили на собственные средства.

Мечты о мечети и синагоге

Когда-то в Благовещенске была мечеть. Магометанский молитвенный дом (мечеть) в начале ХХ века располагался практически в центре города – сначала на улице 50-летия Октября между Зейской и Амурской, потом – на улице Октябрьской между Островского и 50-летия Октября. Здание не сохранилось, а потому претендовать мусульманской религиозной организации пока не на что. Но мечту о своей мечети амурские мусульмане не оставляют и по сей день.

«Общего места для молитвы у приверженцев ислама до сих пор нет»    
 
 

Неоднократные обращения мусульман к властям как города так и региона о выделении участка под мечеть не увенчались успехом. Чиновники на словах шли навстречу, но на деле предлагали участки, которые уже принадлежали другим организациям. В последний раз проповедникам магометанства предложили территорию спортивной организации – мол, дальше договаривайтесь между собой сами. Естественно, спортсмены не уступили.

Не дождавшись помощи властей, мусульмане начали строить молитвенный «домик» в Чигирях, выкупив участок за свой счёт. И продолжают мечтать о мечети.

По некоторым данным, в Благовещенске живут более 1 500 мусульман. Примерно столько человек собирается на празднование Курбан-байрама – одного из главных религиозных праздников в году. Вместе они составляют около 15 диаспор. Общего места для молитвы у приверженцев ислама до сих пор нет. Потому ежедневный намаз (пятикратная молитва) многие совершают дома, а вот на пятничную молитву благовещенские мусульмане собираются в не предназначенных специально для этого помещениях.

Также без «своего угла» остаётся и единственная в области организация ортодоксального иудаизма. Свои молитвы местные иудеи совершают в домашних условиях. Между тем иудейский молитвенный дом (синагога) в начале ХХ века располагался на улице Шевченко между Амурской и Горького. Здание не сохранилось.

P.S.

Своими действиями РПЦ создаёт прецедент, на который будут опираться и другие религиозные организации. Не удивлюсь, что однажды, перерыв кучу архивных данных, амурские иудей сделают заявление, что в здании горадминистрации Благовещенска некогда была синагога. А что?

Игорь КОЛОДИН

 

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2013/04/03/